Карта сайта


Календарь

 

11 ноября – Всемирный день качества (World Quality Day)

Отмечается с 1990 года.

Инициатор — Европейская организация качества (European Organization for Quality, EOQ) при ООН:

«Целью Всемирного дня качества является повышение значения высокого качества продукции и услуг, активизация деятельности, направленной на привлечение внимания к проблемам качества».

Водка – это один из продуктов, качество которого, без преувеличения жизненно важно. От 30.000 до 35.000 жизней мы теряем в год от отравлений некачественной, чаще всего — контрафактной водкой.

Проблема водочного качества — это на 90% проблема очистки этилового спирта от примесей, точнее сказать от «спутников», синтезирующихся с ним одновременно. (А 10% — можно оставить на качество воды).

НО вместе с тем … Водка – не есть:  Абсолютно Чистый Этиловый спирт, разведенный водой до 40 объемных процентов.

Ведущий винокур России ХХ века – Николай Терновский (руководитель многих ЛВЗ, а затем и треста «Главспирт»), обобщает работы ведущих ученых, и специалистов-производственников – в сфере сортировки. (То, что мы называем Очисткой – на языке специалистов называется: «Сортировка»).

- Анализируя процесс получения сортировки, Д.И. Менделеев, М.Г.Кучеров, Н.Д.Зелинский установили, что на поверхности пор активного угля протекают сложные окислительные и восстановитель¬ные реакции, в результате которых из микропримесей побочных про¬дуктов брожения, содержащихся в спирте, в сортировке формиру¬ются вкус и аромат, присущие данному виду водки…

Вот здесь мы подбираемся, наверно к самой сути Водки. В  сложившейся веками технологии Русской водки, Очистка – не значит только - Удаление побочных продуктов синтеза, примесей.

То есть, большая, часть Примесей, конечно, удаляется, но какая-то, ничтожная часть, не удаляется, а – преобразуется … на поверхности пор активного угля.

Какая именно часть? В какие конкретно вещества? – преобразуются «примеси»? Тут самое восхитительное, что наука, в общем-то, не проникала в эти сферы. Книги по водочной технологии, только фиксируют, например: 

«С 1892 года по предложению И.И.Кононникова для сортировки применяют смесь дробленого угля: 70 % — размером с лесной орех и 30 % по¬рошкообразного. Лучший результат давали уголь березовый и буко¬вый, худший — еловый... Уголь выжигался из берез возрастом не более 25 лет, что обеспе¬чивало достаточную прочность и развитую пористость угля. Норма расхода угля: 100 пудов на 3000 ведер сортировки...

То есть не с хроматографами «Хьюлет-Паккард» идентифицировали микропримесные продукты, а путем многовекового подбора определили лучшие способы «сортировки». А угольные фильтры – это только часть длительного процесса, куда входит и очистка/«сортировка» - на кварце, фетре. А еще – биологическая очистка: на молоке, яйцах, хлебе. Или - «Оклеивание» - еще один способ взаимодействия с микропримесями, для чего еще с 17 века применяется карлук, клей из рыбьих костей. 

Вот в чем смысл этого парадокса. Водки, их марки, действительно, подобно гомеопатическим средствам – различаются какими-то микро и микро… гомеопатическими дозами действующих веществ, и точно так же, подобно открытию отца гомеопатии Ганемана, эти наборы действующих веществ определились «задним числом». Итоговый вкус – это букет того, что остается – при таком-то рецепте сырья и при такой-то «сортировке».

Потому в книге «Русская водка. 500 лет неразбавленной истории» я даю следующее определение:

— Настоящая Русская водка – смесь природной (недистиллированной) воды со спиртом – очищенным, но не потерявшим «молекулярную память» о своем русском зерновом (причем рожь – предпочтительнее пшеницы) первородстве. Каковая «зерновая память», в гомеопатических дозах – и определяет вкус водки.

И в подтверждение — свидетельство крупнейшего торговца, шефа отдела импорта  фирмы «Пепсико» - монопольного, в 1970-х годах поставщика русской водки в США, господина Сгутаса. Как раз наблюдавшего тот уникальный период соревнования Водка-Виски, когда наша «Столичная», только войдя на рынок крепких напитков США вытеснила Виски из линейки самых массовых коктейлей. Итак, господин Сгутас:

- Должен сказать, что, начи¬ная продажу водки «Союзплодоимиорта», мы столкну¬лись с рядом проблем. Боль¬шинство американских по¬требителей привыкли считать все водки одинаковыми на вкус. За¬конодательство США опре¬деляет водку как напиток, не имеющий цвета, вкуса и за¬паха. (курсив мой – И.Ш.) Это не давало возмож¬ности делать заявления о пре-восходстве вкуса «Столич¬ной». Кроме того, до сих пор водка в США потреблялась в основном в смеси с томатным, апельсиновым соками и другими напитками. Вот почему «Пепсико» с первых дней разъясняла и продол¬жает разъяснять покупателям, что настоящую русскую вод¬ку лучше всего пить в чистом виде или со льдом. Это по¬зволило многим американ¬цам оценить уникальные достоинства вашего напитка. «Столичная» утвердилась на американском рынке в качестве престижной марки водки…

И.Н.Шумейко, писатель, историк, журналист.

Контакты

Россия, Москва, Измайловское ш., 73"Ж"

КРК "Кремль в Измайлово"

Время работы ежедневно с 10:00 до 20:00

Тел./факс: +7 (903) 118-81-89

Email: museumvodka@kremlin-izmailovo.com