Sight map


Calendar

 

1 марта - День пива

У многих народов была традиция готовить пиво один раз в год, к 1 марта (отсюда «мартовское пиво» - лучшее по качеству).

Разные причины и поводы сходились на этом периоде, начале марта.

«Первое марта - очень значимый день у всех славянских народов, который был связан с приходом нового года и весны. По новому стилю на 1 марта выпадает день Маремьяны-Кикиморы, которая, вопреки общим представлениям, живет вовсе не на болоте или в лесу, а в доме, и старается всячески навредить хозяйкам».

Возможно, на эту традицию влияла и энергия первой талой воды. Ведь еще до того как к источникам «живой/мертвой воды» пришли точные науки с их измерениями и подсчетами наши предки знали:

    - овощи, варимые в жесткой колодезной воде не получают мягкости, как в речной. Опытные хозяйки замачивают муку – мягкой водой, каковая – к растворению, извлечению и к брожению – способнее… (Г.И. Энгельман)
    - для винокурения вода нужна мягкая, текучая, чистая, без дурного запаха, гнили, отнюдь не известковая и не селитряная. (Захаров)

В древнерусских городах пиво варили всей улицей, сотней, слободой, посадом, концом (т.е. районом), в селениях - всем погостом, починком, всей улицей, деревней. Аналогичное положение существовало и в Германии, и в самых глухих районах Средней Азии. Например, в Туркмении, где для приготовления местного пива один раз к празднику Байрама каждый житель кишлака должен был принести хоть фунт зерна…

Вильям Похлебкин («История водки») называет Пиво - классическим «коммунальным», «муниципальным» напитком, само рождение которого было обус­ловлено и тесно связано с децентрализацией общества, с укоренением и развитием в народе артельных, вечевых тенденций или стремлением к изолированному существованию небольших, но тесно спаянных сообществ. Вот почему пивоварение оказалось распространено в столь, казалось бы, разных, этнически и исторически не похожих друг на друга странах, но обладающих сходной социально-административной структурой, - в мятежных Чехии и Моравии, в карликовых государствах раздробленной феодальной Германии, в ганзейских и фламандских городах-республиках, независимо от их национального состава (ср.: Брюгге, Любек, Гданьск, Рига, Берген), в островной Дании, в суровой, разбитой на враждующие кланы Шотландии, и… более контрастный пример: в Мордовии — главном очаге пивоварения в Поволжье, где сложилась уникальная, многостепенная структура нации, когда несколько больших семей из трех-четырех поколений составляли деревни-род, а союзы нескольких близлежащих деревень объединялись в крохотные княжества (беляки); союзы же беляков группировались в два разных племени — мокшу и эрзю, и, наконец, союз этих двух племен составил мордву — народность, а затем и мордовскую нацию, так и не слившуюся в единый народ вплоть до наших дней…

- Так, выявляются связи питейных традиций – с социальными, национальными особенностями! Выводящие неожиданные сходства Моравии, Шотландии и Мордовии…

С древних времен питие пива - было традиционным религиозным действом, вот почему Водка воспринималась церковью как напиток, противостоящий языческим — пиву и меду. Водка выходит на самый перекресток мировых исторических событий и теснит пиво - еще по одной причине. Долгие века человечество проживало довольно замкнутыми группами. Тогдашнее совместное, общинное, можно даже сказать – «свальное» пивопитие не грозило эпидемическими последствиями изолированным деревням и коммунам. Но вот пришла эпоха Великих географических открытий, на кораблях пришли новые болезни. Раньше чумной больной из Индии просто физически не мог попасть в Европу. Развитиех болезни обгоняло сроки караванных путешествий. А теперь эти язвы легко достигали и Новгорода, ставшего, несмотря на свое северное положение детонатором многих российских эпидемий. Южный, Крымско-Генуэзский «эпидемический мост» тоже заработал. И вот – этот факт отмечен в многих летописях: общины и племена Поволжья, Югорской Земли, Урала, Сибири, сохранявшие старую пивную, свальную традицию – стали выкашиваться новыми болезнями. А новая Водка – парировала новые угрозы.

Contacts

Russia, Moscow, Izmailovskoe Shosee, 73"G"

"Kremlin in izmailovo"

Work time every day from 10:00 to 20:00

Tel./fax: +7 (499) 166-50-97

Email: museumvodka@mail.ru